Моя ХАТА

Витражи своими руками

Витражи своими руками

Витражное искусство появилось намного раньше изобретения прозрачного стекла. Поначалу для составления витражей использовали тончайшие пластины алебастра и селенита. В начале VI века попытки изобрести прозрачное стекло увенчались успехами и начали появляться первые витражи со сквозным освещением. С каждым веком  цветные мозаичные картины то набирали, то теряли свою популярность.

Витражом принято считать декоративную отделку оконных проемов, которая изображает орнаментальный или тематический рисунок. Долгое время они использовались в храмах и дворцах, но с течением времени пришли и в жизнь обычных людей.

Современное витражное искусство насчитывает множество способов изготовления. Применить его можно практически везде – создать окно, декорировать мебель или собственными руками расписать вазу. Ничего сложного в технике изготовления нет – нужно только выбрать наиболее удобный способ и приступать к изготовлению.

Типы витражей

На данный момент существует около двадцати видов техники для изготовления этих восхитительных картин. Каждый способ предусматривает использование различных материалов и создается по специальной схеме. В современных витражах кусочки стекол принято соединять с помощью свинцовых прокладок. Рассмотрим самые популярные виды современного витражного искусства.

  • Фацетный витраж  создается из объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Также по периметру витража снимается фацет, что позволяет достигнуть отличной игры света в созданных гранях. Чтобы получить широкую фаску требуется толстое стекло, что значительно увеличивает вес витража. Для большей прочности используется медная и латунная оправа. Используется этот способ для установки цветной картины в межкомнатные двери или дверцы мебели. Благодаря прочной оправе, такой витраж способен выдержать постоянное открывание и закрывание, а свинец не так прочен и сразу обвисает. Золотистый оттенок оправы придает изделию драгоценный вид. Он виден не только на просвет, но  и красоте игру света. Для изготовления такого витража понадобятся цветные или прозрачные кусочки тяжелого стекла с огранкой, медь или латунь и краски на силикатной основе.
  • Фьюзинговый или спечной витраж создается путем сплавления вырезанных кусочков стекла в печах. Для этого подготавливаются отдельные элементы цветного стекла и выкладываются на основу (большой лист стекла). Иногда между деталями прокладывают тонкую проволоку, которая создает неповторимый эффект разделительных линий. После обработки в печи все элементы спаиваются в одно целое. Отличительным свойством фьюзинговых витражей считается их волнистая поверхность.
  • Расписным витражом называют стекло, которое разрисовано силикатными красками. Таким способом могут быть выполнены, как целые полотна, так и те, которые собраны из отдельных фрагментов.  Концепция заключается в нанесении на всю или почти всю поверхность силиконовых красок. Выполняют такую работу кистями или аэрографом, после чего запекают стекло в печи.
  • Мозаичный витраж обычно используется для воплощения различных геометричных рисунков при помощи набора стекол, которые приблизительно равного размера. Часто мозаичный витраж используют, как фон, но в последнее время они могут существовать и отдельно. Цель такого перекрытия для окон в создании необычайной картины из симметричных фигур.
  • В создании пескоструйных витражей используются филенки (стекла) выполненные в одинаковой технике при помощи пескоструйки и объединенные общей идеей в красивую композицию. При помощи специального оборудования и трафаретов на стеклянной поверхности выбивается определенное количество частиц. После обработки, места, закрытые трафаретом остаются прозрачными, а остальная поверхность  становится матовой. Такой вид техники очень часто применяют для создания красивых мебельных фасадов и окон в межкомнатных дверях. С помощью этой техники возможно создание многослойных объемных рисунков. Структурный рисунок получается из-за того, что каждый новый уровень многослойного трафарета делается на новой глубине. Для изготовления такого витража нужно стекло толщиной не менее 6 мм. Процесс занимает много времени и считается довольно кропотливым.
  • Паечный витраж пришел к нам из средневековья, и эта техника послужила развитием для всех остальных способов. Можно смело сказать, что первым способом было спаивание витражей. Кусочки цветного или прозрачного стекла собирались в специальную свинцовую раму, а стыки подпаивались тем же способом. После этого цветной витраж считался готовым, а прозрачный подвергался окрашиванию при помощи краски из легкосплавного стекла или окиси металлов. Витраж обязательно обжигался в печи, что намертво спаивало краску с основой.
  • Контурные заливные витражи представляют из себя очень красивое и практически вечное произведение искусства. Создаются они в несколько этапов. На первом этапе на лист стекла наносят контуры, которые имитируют пайку. После высыхания контура, пустые промежутки заполняются акриловыми полимерами. Выполнение заливки вручную позволяет разнообразить палитру оттенков и создать неповторимые краски. Преимущество данной техники в том, что она может применяться на любой основе – зеркала, стекле или химически обработанном материале. Это позволяет значительно увеличить область использования и применить такой способ в любом виде декорирования.
  • Комбинированный витраж включает в себя несколько техник. В старину часто применяли этот способ для подгона готового витража для нужного оконного проема. Такой метод изготовления позволяет создать более фактурный, эффектный и притягивающий витраж.  В нем можно смело играть контрастами и создавать разнообразные оптические эффекты. Используется эта техника для создания абстрактных композиций и решения сложнейших задач.

Современные техники витражного искусства

Понятно, что в течение многих лет техника значительно упрощалась, и люди стремились прийти к более простым способам изготовления прекраснейших композиций.  Сейчас наиболее популярными считаются классические витражи Тиффани, витраж — имитация и пленочная техника. В домашних условиях также легко воплощается расписная техника.

Имитация витража очень похожа на классический способ изготовления, но в технике значительно проще. Все элементы вырезаются при помощи машины, заранее запрограммированной компьютерной программой. Свинцовые прокладки здесь заменяются на более современные материалы. После полного создания всех необходимых деталей, элементы наклеиваются на лист основу при помощи прозрачного клея. Такой витраж значительно легче классического и, соответственно, более практичен в применении. Часто готовая картина зажимается между двумя тонкими  пластинами стекла.

Пленочный витраж создается из кусочков цветной прозрачной пленки, вырезанной вручную или при помощи плоттера. Такое исполнение намного легче других способов, но оно не так долговечно, хотя все детали вполне легко заменяются. Конечно, этот способ не будет так восхитительно выглядеть и лучше потратить больше сил и времени, чтобы быть полностью довольным своими результатами.

Наконец  — классический витраж Тиффани, получивший свое имя от известного  художника и дизайнера Луиса Тиффани. Этот метод включает в себя соединение цветных элементов при помощи медной пайки.

Выбор рисунка для изготовления витража

Необходимо помнить, что витраж будет дополнять интерьер, а значит, он должен нести в себе ту же смысловую идею, что и все окружающее его пространство. Если рисунок состоит из абстракции, то нужно очень осторожно подбирать оттенки и составлять композицию в одном цвете. Соответственно, вся картина должна быть в одной цветовой гамме с окружающим интерьером.

Витражный рисунок строится вокруг определенного центрального элемента, а полости заполняются фоновым изображением. В правильной композиции не должно быть бесцветных пробелов, а если они все-таки необходимы, то используются в минимальном количестве. Перегружать рисунок большим количеством разных по цвету кусочков не стоит, иначе весь смысл просто потеряется. Пустоты в витраже исправить намного проще, чем убрать излишнюю загруженность картины.

После того, как выбор рисунка завершен, нужно поэкспериментировать с цветовой гаммой и расположением элементов. Необходимо тщательно продумать эскиз рисунка и только после этого приступать к выполнению сложной и кропотливой работы.

Перед созданием проекта и началом работы обязательно определяется подходящая техника. Некоторые способы изготовления требуют промышленного оборудования. Например, фьюзинговые витражи запекают в стекольных печах при высоких температурах.

Довольно легко в домашних условиях изготавливаются расписные витражи и картины в технике Тиффани. Определившись с рисунком, смело приступайте к работе.

Создание расписного витража

Это одна из самых старых методик и создание такого витража предусматривает два способа. В первом варианте рисунок полностью наносится кистью, а второй способ включает в себя нанесение контура и заливание пустот красками.

Стекло для создания картины нужно подготовить. Для этого материал протирается ватным тампоном или чистой тряпочкой, смоченными в спирте. От этой операции зависит долговечность будущего витража. Стекло располагается горизонтально и только после этого на него переносится рисунок. Эскиз рисунка необходимо разложить под стеклом и для начала обвести контуры специальной краской при помощи тонкой кисти.

Раскрашивание нужно начинать не со смежных фрагментов. Это позволит контролировать вытекание краски и даст возможность скорректировать рисунок до высыхания. Высыхание краски займет три дня и после этого можно приступать к нанесению остального рисунка. После полного завершения окрасочных работ необходимо снова нанести контур при помощи тонкой беличьей кисти и витражной краски. К этому этапу нужно отнестись серьезно и выполнять работу внимательно и неторопливо.

На завершающем этапе витраж покрывается лаком. Для этого используется широкая кисть или распылитель. Срок высыхания лака занимает до недели. Сушится витраж в хорошо проветриваемом помещении, без пыли и влажности.

Витраж Тиффани своими руками

Этот процесс намного сложнее, кропотливей и интересней. Для создания такого витража необходимы цветные стекла, медная фольга, паяльная кислота, припой из равных частей свинца и олова, алмазный стеклорез, точильный брусок для обработки кромок и тонкий паяльник.

Эскиз витража нужно перенести на картон и разрезать на предполагаемые части. После этого части разложить на цветные стекла и обвести маркером. Аккуратно разрезать контуры стеклорезом и обработать кусочки с помощью точильного бруска. Медную фольгу необходимо приклеить по краю кромки, причем загиб фольги должен быть одинаковым с обеих сторон. После обработки кромок нужно разложить все кусочки в целую картину, и проверить плотность прилегания. Медная фольга обрабатывается паяльной кислотой и совершает роль флюса при пайке. При помощи паяльника совершаем пайку. Олово должно покрыть всю поверхность медной фольги.

После окончания работы необходимо промыть витраж моющим средством, потому что остатки паяльной кислоты могут привести к образованию мха в оловянных швах. После высыхания швы обрабатываются патиной черного или медного цвета.

Где можно применить витражи

Понятно, что классический витраж Тиффани применяется для заполнения оконных проемов или межкомнатных дверей. Также он будет великолепно смотреться, как картина. Расписную технику можно использовать для росписи ваз, столов и прочих стеклянных поверхностей.

Витражи придадут вашему интерьеру неординарную и яркую нотку, а их создание подарит море положительных эмоций.

Онлайн-видео о том, как сделать витражи своими руками

 

 

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>